Основы фотографии и работа со студийным светом. Предметная съемка для интернет-магазина — часть 4
- 18.09.2015
- Экспозиция;
- ГРИП и прочие трудности;
- Цветовая температура света и баланс белого;
- Виды освещения;
- Схемы света.
Фотография – это светопись. С помощью света мы получаем наше изображение, без света была бы одна темнота и ничего не видно. Изображение на снимке напрямую зависит от количества света. Свет, проходя через объектив, попадает на матрицу камеры, воздействуя на нее определенное время, а потом мы получаем нашу картинку. Экспозиция – это количество света, получаемое матрицей камеры. Для правильной настройки экспозиции используют правило «Треугольника экспозиции».
Здесь наглядно демонстрируется от чего зависит экспозиция. А именно:
- Выдержка (обозначается как, например, 1/100 с)
- Диафрагма (обозначается как, например, f/13)
- ISO – светочувствительность камеры (обозначается как, например, ISO 100)
Если мы уменьшаем одно из значений треугольника, например, увеличиваем выдержку до 1/60 с, то для получения той же экспозиции, понадобится менять значение либо диафрагмы, либо ISO. Все три стороны треугольника взаимозависимы и влияют не только на экспозицию.
Выдержка, диафрагма и ISO влияют так же на шум (зернистость фото), ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) и резкость/размытость снимка. Опять обращаемся к нашему треугольнику и видим, как влияют изменения значений экспозиции. Увеличим ISO – получим много шума, откроем диафрагму – уменьшим ГРИП, увеличим выдержку – получим размытое изображение. Основа всей фотографии в треугольнике экспозиции. Освоив его, можно переходить к балансу белого.
Чтоб было проще понять, что такое цветовая температура света и баланс белого, приведем пример из повседневной жизни. Наверное, у каждого человека найдется хотя бы пару домашних семейных фото за столом, где все фото как будто залито желтой тонировкой, цвета искажены, и стремятся к оранжевым тонам. Дело в том, что большинство помещений освещаются лампами накаливания, а они дают очень теплый свет. Или наоборот, люминесцентные лампы дают фото холодный оттенок, с преобладанием синих и фиолетовых цветов.
Для того, чтоб камера корректно воспринимала и отображала на снимке цвет, необходимо правильно настроить баланс белого, то есть указать камере температуру используемого цвета. В современных фотокамерах есть автоматический баланс белого, но он не всегда объективно анализирует освещение. Для студийной съемки лучше использовать ручные настройки, чтоб на всех снимках получать необходимые цвета. Есть два способа ручных настроек:
- Вручную задать камере температуру света, которая получается от студийных вспышек (приблизительно 5000K), но это все равно не даст 100% точности;
- Выставить на камере ручной баланс белого по карте белого. Это даст 99% результат.
Так как же это сделать. Нам понадобится кусок белого матового пластика или картона, но очень важно, чтоб он был белым, а не серо-голубым или бело-желтым. В фотомагазинах продают специальные карты белого, серого, черного. Но, опять-таки, их стоимость высока.
Когда вы уже выставили свет, настроили экспозицию, тогда можно поставить кусок белого матового пластика туда, где будет снимаемый объект. На камере отключается автофокус, в ручном режиме фокус выкручивается так, чтоб все было размыто. Делаем снимок и указываем камере брать информацию о белом цвете из этого кадра.
В прошлой статье уже рассматривались основные виды освещения, напомним какие именно:
- Рисующий свет. Дает нам информацию об объеме предмета;
- Заполняющий свет. Смягчает тень от рисующего света;
- Контровый свет. Помогает отделить объект от фона;
- Фоновый свет. Освещает фон.
Так же различают мягкий и жесткий свет. Мягкий свет получают, пропуская импульс от вспышки через специальный рассеиватель, такой как софтбокс. Жесткий свет – с помощью насадок для вспышек (beauty dish — портретная тарелка или сот для софтбоксов — решетчатые насадки).
Чтобы понять какой вид освещения вам нужен в данный момент, определитесь с тем, что нужно подчеркнуть на объекте съемки. Если требуется показать рельефную фактуру грубой кожи или контрастный блик на посуде – используйте жесткий свет. Он дает более глубокие и отчетливые тени, создает контрастную картинку. Если нужно передать общий вид предмета без резких теней, то лучше подойдет мягкий свет. Мягкий свет чаще используется в предметной съемке, с ним проще работать, так как не стоит сильно задумываться о красоте падения теней.
Давайте рассмотрим самые популярные и простые схемы света. Для предметных фотографий на сайт в виде каталога (товар на белом фоне) и для статей, вам подойдут следующие схемы.
- Классическая схема света на 4-е вспышки.
Вспышки 1 и 2 по 400 Дж будут направлены на объект съемки, а вспышки 3 и 4 по 200 Дж – по бокам на фон.
- Классическая схема света на 3-и вспышки.
Вспышки 1 и 2 по 400 Дж будут направлены на объект съемки, а вспышка 3 на 200 Дж – на фон по центру сверху вниз.
- Схема света «Фото для статьи» №1
Вспышка 1 направлена на объект съемки, а с противоположной стороны (напротив вспышки) стоит белый отражатель, компенсирует тени.
- Схема света «Фото для статьи» №2
Вспышка 1 и 2 (с меньшим значением настроек) направлены на объект съемки с противоположных сторон. Вспышка 2 работает как усиленный отражатель и компенсирует тени.
Сделав несколько снимков, вы заметите, что фон за предметом съемки получается неравномерно белым, местами он серый. Это потому, что снимок – это только 50% работы, другие 50% — обработка. А обработку мы рассмотрим в следующей статье и получим 100% результат.
Лучшие статьи
О нас и этом блоге
Мы агентство интернет маркетинга полного цикла для малого и среднего бизнеса. В этом блоге вы найдете для себя много полезной информации, если интересуетесь интернет-магазинами и бизнесом в сети.
Возникли вопросы?
Если у вас возник какой-либо вопрос, вы можете задать его нашим экспертам. Мы подготовим материал по интересующей вас теме, или ответим в частном порядке